
*
Вероника сонно потянулась и открыла глаза, когда часы показывали половину двенадцатого. Со стороны мужа кровать была уже пуста, в комнате еще стоял легкий аромат его любимого "Авентуса" и средств для бритья "Ральф Меллер", которые Витя каким-то удивительным образом регулярно добывал даже когда границы были перекрыты и импорт снова стал малодоступной роскошью. "Того и гляди снова начнут красочно показывать в новостях уничтожение нелегально ввезенных из-за границы продуктов, - неприязненно думала Ника, - смотреть было неприятно, обставляли это, как шоу!". Наум соглашался с ней: "Я каждый раз жду, что в конце водитель выйдет из кабины бульдозера и раскланяется, прижав руки к сердцу, а орущие фанатки забросают его букетами и разорвут на нем спецуху на сувениры, а потом под торжественный туш пришпандорят ему орден за героическую борьбу с сыром и колбасой!" "Куда пришпандорят, если спецуху фанатки разодрали?" - прыскал Виктор. "А на труселя, наверное! - фыркал Гершвин. - Как же, герой, подвиг совершил, печенье да сырки передавил! У нас еще живы те, кто пережил в детстве блокаду, на Пискаревском - могилы до горизонта, а тут шоу устраивают:смотрите, как мы санкционные продукты фигачим! Да конфисковать контрабанду, оштрафовать нарушителей, посадить кого-нибудь, чтобы другим неповадно было, а продукты отдать в детдом или дом престарелых; как на гособеспечении старикам да сиротам живется, говорить не буду - Ника у нас акула пера, сама порассказать может, видела-знает! Вот это было бы по-христиански и по-человечески правильно! С людьми бороться надо, которые закон нарушают, а не с сырками да кефиром!". "Правильно показывают, - поджала однажды тонкие губы Никина замредактора Алиса Голубева, - пусть все видят: контрабанда у нас не пройдет, и не нужны нам их конфеты да йогурты, своих наделаем!" "У вас кто на Пискаревском? - рубанул сплеча Наум. - Ах, никого? А у моей бабушки - три сестры, да еще на двух старших братьев похоронки пришли в 1942м и 1944м! Вот вы и кайфуйте, глядя на это трэш-шоу, можете хоть лично поехать, бульдозериста расцеловать, но при мне не вякайте, что это правильно!"
Ника тогда согласилась с Гершвиным больше, чем с Голубевой. Она тоже считала неправильным и циничным демонстративное уничтожение продуктов, когда вокруг еще столько голодных людей. "Контрабандиста можно демонстративно осудить по максимуму, чтобы другим не хотелось, а продукты на самом деле лучше бедным раздать", - считала она.
Кстати, об уничтоженных продуктах... Что это так горит на кухне, что чад дополз даже до мансарды?
Набросив халатик и на ходу застегивая пуговицы, Вероника выбежала из мансарды и расчихалась: на лестнице уже стояла синеватая дымовая завеса, из кухни тянулись клубы дыма; ругнулся Витя, прибавил свое "куррат" Густав...
Под ноги Нике подкатился ошалевший Эрик.
- Мяпчхи! - сообщил он.
- Что они там устроили, Эря? Апчхи... Резину, что ли, жгут?
- Мррряк! - кот запрыгнул на подоконник и высунул голову в форточку. Пушистый хвост колошматил, как плеть.
Виктор и Густав суетились вокруг распахнутой микроволновки. В раковине валялась расколотая на три части тарелка-поднос, которая еще вчера стояла в печке. В мусорном ведре - пугающая смесь из оплавленных целлофана, пластика и еще каких-то дымящихся обугленных комьев. Увидев, что из ведра уже валит удушливо пахнущий дым, и с одного бока оно уже оплыло, Ника ругнулась, схватила фильтр с питьевой водой и выплеснула ее в ведро.
- Мать вашу, что тут происходит? - спросила она.
- Мы хотели разогреть к завтраку бургеры, - ответил Густав, вытирая закопченные очки манжетой рубашки.
- А они сгорели, - добавил Морской.
- А как вы противень из печки раскокали?
- Заливали его водой, а он лопнул... Эльза-то болеет, пришлось перейти на самообслуживание...
- Лучше бы вы готовую пиццу заказали, - вздохнула Ника, - теперь кухню за день не отмыть! Мальчики, - она посмотрела на панель управления микроволновкой, - вы что, не знали, что для простого подогрева готовой выпечки надо другой режим поставить, и времени хватило бы 3-4 минут? Кто это додумался сунуть бургеры в печку, настроенную на приготовление замороженной пиццы?!
- Я тебе не шеф-кок Райбек, чтобы про все эти режимы знать, - огрызнулся Виктор, сунув под кран обожженную руку, - да, похоже, печку придется новую покупать!
- Я вызову клинеров, - виновато потупился Густав, - они быстро приведут кухню в порядок.
- А я закажу пиццу, - вздохнула Ника, - повара из нас никакие, и пока Эльза болеет, мы тут такого наворотим, что тетя Тома нас потом убьет!
- Фаршитнес, ребята, что вы тут творите? - раздалось с порога. - Чад такой, что я еще за калиткой унюхал!
Наум Гершвин в куртке и с дорожной сумкой через плечо стоял на пороге кухни, разгоняя рукой клубы дыма и ошарашенно глядя на то, что еще недавно было такой симпатичной ухоженной кухней Тамары Лутс.
- Это, Наум Моисеевич, наглядная декорация к истории о том, как один историк и один олигарх решили самостоятельно приготовить завтрак, и что из этого вышло, - развел руками Виктор.
- Таки даже ненадолго нельзя оставить этих людей без пригляда, - картинно воздел руки к потолку адвокат, - как вы только дом не сожгли?
- С трудом удержались от искушения, - парировала Ника.
- Где же наша фрекен Бок? Как она допустила такое безобразие?
- Заболела, - ответил Густав, - вчера утром известила... Вирус опять проснулся, пошел гулять, и, пока люди не вакцинировались, будут болеть. Или бывший муж снова ее терроризирует так, что она боится из квартиры выйти... ах, да, Эрвин ведь вчера в Нарве...
Густав и Ника, перебивая друг друга, рассказали о том, что произошло вчера днем на нарвском вокзале.
- Мишугене!!! - заорал Наум так, что Ника уронила совок, на который пыталась замести мусор.
- Zin es (Проклятье - пер. с идиш, /прим. автора/), Наум, сам теперь собирай!
- Я ведь вчера в машине слушал радио, и в новостях на местной ФМ сообщили, что в Нарве на вокзале движение поездов было приостановлено из-за несчастного случая на платформе! - заорал Наум, игнорируя возмущенную Веронику и возбужденно заходил по кухне, прямо по рассыпанному мусору, наступил на упавший совок и раздавил его, - какой-то капитан Аар из криминальной полиции сказал, что обстоятельства трагедии расследуются... Так это бывший муж Эльзы упал?!
- Да, они развелись в прошлом году, - ответил Густав, - а вскоре он перебрался в Ивангород потому, что в Нарве у него возникли серьезные неприятности с законом из-за махинаций со счетами одной фирмы.
- Со счетами "Каубандус", - уточнила Вероника, - Илмар успел предотвратить хищение, и Тамму пришлось бежать за реку от правосудия.
- Илмар Саар? - Наум споткнулся о ведро и опрокинул его.
- Да, Наум. Еще одна деталь: эти братцы-кролики давно уже знают о своем родстве, - Ника сокрушенно посмотрела вокруг, - ребята, давайте лучше вызовем уборщиков и пойдем обедать в "Юникс", пока еще не весь дом раскурочили!
- Я не против, - согласился Морской, - кухня - явно не мое место.
- Это тебе не в совете директоров речуги толкать, - поддела его Ника, - Господи, уже обедать пора, а мы еще даже не завтракали!
- Да и я, - крякнул Наум, - выехал из Пярну спозаранку, перехватил на дорожку только кофе с тартами, два часа провалдохался в очереди на мосту, задолбался до белых глаз... и проголодался, как крокодил. Понять не могу, - пробурчал он, - и куда всю эту толпень несет? Думал, до вечера стоять буду...
- Из Нарвы в Ивангород пропускают охотнее, чем в обратном направлении, - пожала плечами Ника, - вот и идут.
Приехала вызванная уборочная бригада, три крепко сложенных женщины средних лет, и занялись уборкой кухни. Ника, Виктор, Густав и Наум вышли на улицу, направившись к "Юниксу".
- Хммм, на первое сегодня предлагают борщ, - Наум остановился, читая меню дня на уличной "раскладушке" у входа, - и меня не смутит даже то, что в нем может быть свинина, я так голоден, что слопаю кого угодно. Так, на второе - котлета из щуки или форель запеченная, пюре или рисовая каша, на выбор, и винегрет.
Они расположились в зале за столиком у окна на отшибе от туристической группы, с энтузиазмом уплетающей комплексный обед, сделали заказ, и Наум предложил обменяться новостями. Он первым рассказал о своей беседе с Хельгой Саар в Таллине.
- Я ходила на свидание к тете Томе, - сообщила Ника, - и она рассказала мне о том, что Вилма - дочь дяди Калью. Оказывается, это все знали, кроме нас... Потом я пыталась съездить в Таллин к Аннике, но ближайший поезд отменили, а пока я пыталась дождаться следующего, там произошло ЧП, и движение поездов остановили на несколько часов. Нас с Густавом и Илмаром допоздна продержали в полиции, как свидетелей...
- Эрвин собирался продать нам с братом имя настоящего убийцы, - пояснил Густав. - Но не успел... Мы опоздали буквально на одну минуту, но непоправимо.
Виктор достал телефон и попытался позвонить Эльзе, но из трубки донесся щебечущий голосок девушки-робота, потом - бархатный баритон механического мужчины...
- Черт! От этих роботов у меня крапивница начинается! - выругался Морской. - Талдычат мне на все голоса, что "абонент не абонент". Непонятно: то ли у нее деньги на телефоне закончились, то ли она вне зоны доступа, эти консервные банки лепечут каждая свое!
- Считается, что роботы облегчают людям жизнь, - буркнула Ника, - может, Эльза выпила лекарство и заснула, отключив телефон.
- И как облегчает жизнь эта воркотня? Бесит только, - продолжал злиться Виктор. - Да, может и так. Не буду тогда названивать.
- А уж капчу, где надо считать гидранты и туалетные кабинки, я бы вообще в топку кинул, - рыкнул Наум так, что туристы заоглядывались на него, - жулика они этими подстраховками только рассмешат, а приличным людям сложности создают!
- Я с тобой согласна, - кивнула Ника, - мама недавно освоила Госуслуги, но каждый раз, когда ее просят посчитать колеса велосипедов или багажники автобусов, по десятому разу ввести код с картинки или выстроить разрозненные части изображения по порядку, теряется, нервничает и ошибается, а ей потом еще и выдают: слишком много попыток входа, подозрительная активность, зайдите завтра, подтвердите свою личность в отделении связи или пришлите скан паспорта и фото с паспортом в руках или примите перед камерой позу, показанную на картинке...
- Должны же эти сервисные работники показать, что не зря свой хлеб едят, - Виктор взял из хлебной корзинки хрустящую горбушку, - вот и демонстрируют служебное рвение и заботу о безопасности пользователей, аж до обморока их занянькают проверками! Только мошенники все равно обходят все эти гидранты и велосипеды, верно Наум Моисеевич заметил, и еще посмеются над этим детсадиком с картинками, циферками и позами, а вот у моей тети каждый раз мигрень начинается, когда она пытается оплатить онлайн коммунальные услуги, а ее вот так же до изнеможения заставляют пингвинов считать или коды с картинок вводить. Она как-то мне сказала, - Морской фыркнул, - что лучше сходит на почту или в расчетный центр и по старинке оплатит квитанции, чем птичек и собачек считать! Со мной как-то такой прикол хотели проделать, - рассмеялся олигарх, - завалили всевозможной капчой, когда я пытался номер на курорте забронировать... Я нашел контакты их сервисного центра, позвонил и сказал: сейчас они сами примут позу с картинки и с паспортом в руках к пингвинам отправятся, я им уже свою личность подтвердил и не собираюсь перед камерой кривляться, как малолетка.
- Да, Эльза отключила телефон, - Густав смотрел на экран, - СМС не доходят, висят в неполученных... Так непривычно! Она работает у мамы уже четвертый год и всегда на месте, на подхвате, я и не думал, что она может заболеть!
Им принесли борщ и маленькие пиалки со сметаной.
- Кстати, борщ тут тоже готовят вкусно, - Ника размешала сметану и с аппетитом уплетала первое, - кстати, Наум, ты даже не согрешишь, съев его: тут говядина!
- Ну вот и прекрасно, - промурлыкал Наум, подцепив из корзинки вторую горбушку и запустив ложку на дно своей пиалы, чтобы захватить побольше овощей и мяса.
Какое-то время они молча ели, утоляя первый голод. Хлебная корзина быстро опустела. На второе Нике, Виктору и Науму подали пюре - Нике с мужем с котлетами из щуки, Науму - с запеченной форелью, а Густаву - винегрет, рисовую кашу и форель. И только тогда они стали подробно обсуждать свои новости.
- Твой дядя меня удивил, Ника, - сказал Наум, лакомясь румяной душистой форелью, - что Каллас был отец-герой, это я понял. Если поискать, может, у него в Прибалтике по всем городам и весям дюжина детей проживает, но Калью Михкельевич!.. Он мне показался таким образцовым семьянином, таким верным и любящим супругом!
- Иногда бывает, что любой человек может оступиться, - Густав смущенно отвел глаза, подбирая вилкой остатки винегрета, - Кх... Сами знаете.
- Знаем, Густ, - кивнула Ника, - так вот, Наум, оказывается, что о дяде Калью и Эмилии Рауд не знали только мы. Тайны, за которую убивают, здесь нет. Да и Вилме невыгодно было бы сейчас убивать своего начальника. Втроем легче было бы реанимировать убыточную фирму, чем вдвоем.
- Да, - подтвердил Виктор, - даже после вхождения в группу "Морской.Инкорпорейтед" им долго придется латать прорехи и добиваться, чтобы фирма прекратила хромать. Каллас лучше знал, что нужно делать, он в этих вопросах был более опытен и закален потому, что бизнесом занимался больше, чем Вилма и Илмар на свете живут, и они понимали, что без него будет сложнее.
- Да и мне они говорили, - Ника отодвинула пустую тарелку, - что убийца им тоже нанес сокрушительный удар, и говорили это искренне.
- К тому же Илмар понимал, его его мать вспоминает отца без враждебности или обиды, возможно даже до сих пор любит, - добавил Гершвин, аккуратно подчищая остатки соуса к форели корочкой хлеба, - и не стал бы убивать ее любимого человека. Беседуя с Хельгой о ее сыне, я понял, что Илмар любит мать и старается лишний раз не огорчать. Итак, дети мои, что мы имеем?..
Им подали третье - компот со сдобными булочками и овсяное печенье. Когда официантка забрала пустые тарелки для второго и ушла, адвокат продолжал:
- Эх, едрит-Мадрид, теперь уже не проверить, правду ли говорил господин Тамм, и в самом ли деле назвал бы убийцу, или просто загреб деньги за пустышку, но мы по-прежнему топчемся на месте!
- Капитан Аар говорил, что на вебкамерах запечатлена встреча Эрвина с каким-то человеком в синей толстовке, - блеснул очками Густав, - и есть предположение, что именно этот некто и столкнул его. Может, Эрвин на самом деле знал, кто убил Калласа, и этот человек подстраховался, заставив его замолчать?
- Тогда получается, - сказала Ника, вертя в руках печенье, - что убийца знал, когда и где Тамм будет ждать вас?
- Или может, - через откушенную половину булочки пробасил Наум, - он, так сказать, объявил аукцион: кто первый придет, кто больше заплатит - тот и в дамках. Может, припугнул убийцу: мол, опоздаешь - суши сухари!
- Он не опоздал, - мрачно сказал Густав и взял себе вторую булочку.
- Или она, - поправил Виктор, - мне кажется более убедительной "женская версия"... А печенье тут вкусное! Ника, последнее галантно отдать тебе, или съедим пополам?
Ника нахмурилась от неприятного воспоминания.
- Пополам, - ответила она мужу, - мне кажется, придется все-таки потревожить Эльзу. Она общалась с бывшим мужем, недавно у них ссора даже до рукоприкладства дошла, потом Вилма припугнула Тамма травматиком, и его как ветром сдуло...
- И ты думаешь, что она была в курсе его делишек? - уточнил Гершвин.
- За спрос не дают в нос, - Ника выловила из компота яблочную дольку, - поинтересоваться-то можно... Я слышала, что Тамм был очень любвеобильным мужчиной, но несколько месяцев отсиживался именно в Ивангороде возле Эльзы; возможно, они поддерживали контакт...
- Ссорились, - добавил Морской.
- И это тоже. Густ, ты знаешь адрес Эльзы?
- Что, прямо сейчас поедем к ней?
- Да, Витя. Мы, оказывается, были в двух шагах от разгадки, но упустили эту ниточку... Но Эльза - наш единственный шанс. Может, среди обманутых жен Тамма она была на особом положении, и он делился с ней подробностями некоторых своих дел. Сейчас она уже может не опасаться, что подставит его своей откровенностью, а вот отплатить тому, кто его убил, вполне возможно, рассказав все, что она знает.
- А захочет ли она "мстю страшную" вершить? - Наум допил компот и достал бумажник. - Барышня, счет, будьте любезны! Эстонки ведь - это не наши бабоньки, которые своих алкашей и вояк кухонных готовы в задницу целовать, лишь бы был мужик в доме, лишь бы окружающие не сочли ущербной и никому не нужной... А любая другая женщина такое "сокровище" сразу в пеший тур пошлет: иди, мол, ищи дуру дальше, а тут их нет! Эльза может сказать: и фиг с ним, и все тут!
- Проверить-то можно, - настаивала Ника.
- Можно, конечно, не спорю... Э, але! - адвокат выставил в проход ногу на пути у хихикающей молодой парочки, вставшей из-за соседнего столика, - вы, часом, ничего не забыли?
- А че? - сварливо спросила девица.
- Через плечо! Поели-попили, а платить кто будет? Король аглицкий?
- Может, у них денег нет, а кушать хочется, - предположил Виктор, - ребята, если так, давайте я за вас заплачу - не разорюсь. Только вот что, - обратился он к притихшим парню и девушке, - я в свое время тоже впроголодь жил, но западло считал подставлять продавцов или работников общепита, они ведь в моих трудностях не виноваты и не обязаны за чью-то халяву из своего кармана компенсацию отсчитывать. Да и потом, люди сейчас нервные, за неоплаченные покупки или дармовой обед могут и отмантулить пойманного "мойщика"...
- Ну и че? - буркнул парень. - Не вас же!
- Эллочка-людоедка отдыхает! - фыркнул Наум. - Че-че-ниче! Умных людей слушать надо, вот че!
- Да есть у нас деньги! - дернула плечами смущенная девушка, - это, типа, так, по приколу... Счет дайте! - окликнула она официанта.
Домофон в квартире Эльзы не отвечал. Ника звонила уже в третий раз - конечно, это хамство - так ломиться к больному человеку, но, когда речь идет о спасении тети Томы от ложного обвинения...
- Девушка! У меня уже в мозгах тренькает! Что вы тут музицируете? - из окна первого этажа высунулась женщина лет шестидесяти. - Вы вообще к кому?
- К Эльзе Тамм, в четвертую квартиру, - ответила Ника.
- А, к этой бирючке очкастой? Так нет ее! Вчера уехала. Вы что, не знали?
- Мама, - раздалось из глубины квартиры, - ты с кем там разговариваешь? Я же говорила тебе, не болтай о соседях неизвестно с кем! Кто там про Эльзу спрашивает?
